(опубликовано 29 июля 2005 года) |
Пластиковые канистры являются, пожалуй, одним из самым востребованных видов упаковочных ёмкостей, производимых на экструзионно-выдувном оборудовании. В особенности это касается российского рынка, где химическая и нефтехимическая отрасли традиционно отлично развиты и «богаты». Смазочные масла, тормозная жидкость, прочая автохимия и автокосметика, химические реактивы, жидкости и удобрения, а также другие продукты — всё это обычно упаковывается в полимерную тару с ручкой ёмкостью от 5 до 30 литров.
В этом материале речь пойдёт о различных типах канистр в указанном диапазоне и о проблемах организации их производства «под ключ». Грамотная организация линии для производства пластиковых канистр и поддержка её в оптимальном состоянии — сложная и ответственная задача, требующая от поставщика знаний и опыта. Именно поэтому мы хотим лишний раз обратить Ваше внимание на то, что поставщики т.н. комплектных заводов, которые включают в себя линии производства канистр, линии розлива, линии транспортировки, линии упаковки, маркировки и т.д. очень часто едва ли имеют детальное представление о каждом из этих узлов в отдельности. Наша рекомендация проста и очевидна — доверять переработку пластиков специалистам в переработке пластиков.
Примерное расположение облойных зон при производстве канистры |
Канистры ёмкостью 4-5 литров для смазочных масел
Канистры для смазочных масел Castrol |
Канистры для смазочных масел всегда отличаются оригинальным дизайном. Смазочное масло — типичный потребительский товар, который часто выбирают на прилавке автозаправки или автомагазина не задумываясь, по рекомендации знакомых или специалистов, или просто потому, что упаковка (т.е. канистра) выглядит солидно и выделяется чем-то индивидуальным. Дизайн канистры обычно есть результат долгосрочной маркетинговой работы заказчика. В крупных компаниях, как правило, сначала появляется дизайн канистры, а уже затем проверяется то, насколько хорошо он соответствует технологии экструзионно-выдувного процесса. За усложнением дизайна часто следует увеличение веса канистры и увеличение площади облойных зон, а значит себестоимости её производства. Впрочем, если доверить разработку дизайна узкоспециализированным компаниям, которые одновременно разбираются в маркетинге и экструзионно-выдувном процессе (такие компании существуют), то в этом случае потери на лишних граммах полимера могут быть минимальными, а дизайн — красивым и выделяющимся. Современные канистры для смазочных масел всегда окрашиваются в какой-либо сплошной цвет, соответствующий фирменному стилю торговой марки, и имеют прозрачную полосу уровня жидкости на боковой стенке.
Канистры ёмкостью 5 литров широкого применения
Производство канистр эксклюзивного дизайна обычно плотно привязано к потребителю канистр, а часто вообще находится на одной территории с линией розлива. При этом существует огромное множество компаний химической отрасли, нуждающихся в 5-литровой таре для своей продукции, но не имеющих достаточных объёмов, чтобы окупить экструзионно-выдувное оборудование для её производства. Такие компании обращаются к специализированным производителям выдувной полимерной тары. Естественно, что для удовлетворения потребностей максимального количества потенциальных покупателей производители полимерной тары вынуждены максимально стандартизировать и упрощать форму выпускаемых ёмкостей. В результате их работы уже сформировалась определённая номенклатура ёмкостей общего назначения, среди них есть и стандартная 5-литровая канистра. Такие канистры в большинстве случаев выпускают бесцветными, а их геометрическая форма никак не способствует дифференцированию продукта.
Можно сделать вывод, что использование стандартных 5-литровых канистр не лучшим образом сказывается на маркетинге, но зато позволяет сэкономить на капитальных затратах.
Компоновка линий для производства стандартных 5-литровых канистр не отличается от линий для производства канистр эксклюзивного дизайна (кроме, естественно, прессформ). Линия станет несколько дешевле если выпускать только бесцветные канистры; в этом случае не понадобится дополнительный экструдер для нанесения прозрачной полосы (если выпускать только бесцветные канистры, то её необходимость отпадает) и упростится смеситель для подготовки материала.
Штабелируемые канистры ёмкостью 10 литров
Штабелируемость — важнейшее свойство для канистр ёмкостью 10 литров и более |
Канистры широкого применения, которые устойчиво стоят друг на друге без применения дополнительных прокладок и обрешётки, также называют просто евроканистрами. Один из наиболее популярных типоразмеров таких евроканистр — объём 10 (11) литров. Евроканистры прекрасно приспособлены для транспортировки и складирования, поэтому в течение последних лет «штабелируемость» стала обязательным стандартом для всех полимерных ёмкостей объёмом 10 литров и более.
В штабелируемых канистрах ручка утоплена в «тело» канистры — она располагается в специальном углублении, сохраняя канистру «кубообразной». В верхней части канистры оформляются специальные штыри, а в дне — соответствующие углубления. Таким образом, когда канистра ставится на другую такую же канистру, штыри входят в углубления и обеспечивают устойчивость. Ручка при этом находится как бы внутри нижней канистры и не касается верхней. Стенки штабелируемых евроканистр должны быть достаточно массивными, чтобы легко выдерживать вес, установленный на них сверху.
Для выдува канистр с утопленной ручкой должен быть модифицированы узел смыкания машины и прессформы. Раскрытие прессформ должно происходить одновременно в двух направлениях — традиционным горизонтальным движением и дополнительным вертикальным движением. Вертикальное движение является необходимым для горизонтального раскрытия т.к. в противном случае прессформа «упрётся» в стенки канистры, расположенные вокруг утопленной в них ручки. Для этого прессформа должна состоять не из двух полуформ, а из четырёх элементов, а машины должны иметь дополнительные гидравлические приводы для активации цилиндров выдвигающих эти дополнительные элементы формы вертикально. Соответственно, прессформа должна включать в свою конструкцию эти гидроцилиндры — они располагаются сбоку. Кроме того, технологический облой имеет тенденцию падать вниз вместе с вертикальным раскрывающим движением нижних четвертей форм.
Канистры ёмкостью 20-30 литров
Все выше перечисленные машины по умолчанию предназначены для классической непрерывной экструзии рукава и выдува сверху вниз, однако, для производства изделий, в частности канистр, объёмом 20 литров и более обычно используют совсем другие машины — большие машины с нижним выдувом и накопительной (аккумуляторной) экструзионной головкой. Накопительная головка позволяет работать с рукавом любой длины. При непрерывной экструзии, если рукав слишком длинный, его нижняя часть, вышедшая из головки в первую очередь, успевает застыть до тех пор пока рукав не выйдет полностью. В накопительной головке необходимая «порция» рукава для одного изделия сначала скапливается внутри обогреваемой головки, а затем резким движением выталкивается наружу специальным поршнем.
Выдув сниху вверх для таких машин является обязательным условием по двум причинам. Во-первых, это позволяет избежать постоянных перемещений каретки в позицию выдува и обратно в позицию смыкания, ведь каретки на таких машинах слишком массивны и их лишнее перемещение приведёт к ненужным потерям времени и энергии. Во-вторых, поскольку рукав сразу попадает «на выдувной дорн» появляется хорошая возможность ещё до смыкания растянуть его подаваемым воздухом. Для изготовления больших изделий необходим рукав большого диаметра, а сделать экструзионную головку бесконечно широкой невозможно; нижний выдув является здесь дополнительным инструментом для растягивания рукава.